Тел. 291-59-68

8-913-477-08-81

Рабочая программа отделения «Художественной гимнастики»

Рабочая программа отделения «Художественной гимнастики»


Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой художественной гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Цель программы:
Углубленное обучение детей художественной гимнастике в доступной для них форме
Задачи программы:
• Обучение детей акробатическим упражнениям;
• Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
• Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
• Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
• Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
• Пропаганда физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на четыре года обучения:
I год - начальное обучение. Набор в группы детей 3-12 лет;
II год – формирование и закрепление основных двигательных навыков и умений;
III год – углубленное усвоение акробатических элементов
IVгод – совершенствование техники гимнастических упражнений;
Занятие проводится в группе по 15-18 человек. Проводиться занятие 2 раза в неделю.
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
1.Организационные:
• Наглядные (показ, помощь);
• Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
• Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2.Мотивационные (убеждение, поощрение);
3.Контрольно – коррекционные.
Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания тренера по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки, развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений на каждом занятии, мы выполняем комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед, показа.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1.Безопасность.
Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2.Возрастное соответствие.
Учитывают индивидуальные возможности детей.
3.Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4.Наглядность
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
5.Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
6.Рефлексия.
Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Форма подведения итогов – контрольные занятия. Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки подготовленности по художественной гимнастике.
Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Подготовительная часть по продолжительности занимает 10-15 минут и имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 30-35 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Заключительная часть занимает 15 минут. Основными ее задачами являются подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).

Календарно – тематическое планирование курса «Художественная гимнастика»
(70 часов)
№ п/п Наименование раздела, темы Дата проведения занятия Примечание
I. Общие сведения о гимнастике (1 час)
1. Краткий обзор развития гимнастики в России
2. Гимнастическая терминология
3. Меры предупреждения травм на занятии по художественной гимнастике
II.Упражнения на развитие гибкости (14 часов)
4 Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах
5 Наклоны туловища
6 Выпады в стороны и вперёд
7 Полушпагат
8 Шпагат
9 Развитие подвижности в плечевых суставах
10 Развитие гибкости позвоночника
11 Развитие подвижности в тазобедренных суставах
12 Обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости
13 Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности
III.Упражнения на развитие ловкости и координации (10 часов)
14 Прыжки на скакалке (вперед, назад)
15 Броски предметов
16 Упражнения на переключение внимания
17 Упражнения на равновесие
18 Упражнения на координацию движения
19 Передвижения на носках, с поворотами и подскоками
20 Передвижения по намеченным ориентирам
21 Тест «Прыжки на скакалке»
IV.Упражнения на формирование осанки (10 часов)
22 Упражнения на проверку осанки
23 Ходьба на носках
24 Ходьба с заданной осанкой
25 Комплексы упражнений на контроль осанки в движении
26 Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета
27 Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела
V.Акробатические упражнения (35 часов)
28 Упор, присев
29 Упор, лёжа
30 Упор, согнувшись
31 Сед на пятках
32 Сед углом
33 Группировка
34 Перекаты
35 Стойка на лопатках, согнув ноги
36 Стойка на лопатках, выпрямив ноги
37 Кувырок вперёд
38 Кувырок назад
39 Мост из положения лёжа на спине
40 Шпагаты: левый, правый
41 Шпагат прямой
42 Колесо
43 Элементы танцевальной и хореографической подготовки
44 Акробатические прыжки
45 Тест «Шпагаты»
46 Показательные выступления

К концу реализации программы по гимнастике дети должны:
• Уметь правильно выполнять гимнастические упражнения;
• Запомнить последовательность упражнений в гимнастической комбинации;
• Уметь владеть своим телом;
• Уметь легко выполнять упражнения;
• Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

Учебно – методическое обеспечение
1.В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика и Гимнастика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
2.В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и спорт», 1990 г.

Оборудование:
1.Гимнастические скакалки;
2.Обручи;
3.Гимнастические мячи;
4.Гимнастические коврики;
5.Магнитофон;
6.Аудио диски.